воскресенье, 7 декабря 2014 г.

Различные технологии

 Модерационные семинары
Как грамотно организовать процесс коллективного обсуждения какой-либо проблемы, изучения материалов, а впоследствии коллегиального принятия важного для всех решения? Как сделать так, чтобы каждый член группы почувствовал, что его мнение услышано и принято к сведению? Как вовлечь людей в обсуждение и не допустить конфликта?

Существует специальный инструмент – технология модерации. Её цель:  обобщить групповой профессиональный и личный опыт, привлечь творческий потенциал каждого участника обсуждения и в довольно сжатые сроки разработать конкретные реализуемые предложения, нацеленныена решение поставленной проблемы. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего Internet-форума, электронного листа рассылки.
Технологические этапы:
1. Вводный. Организация процесса взаимодействия участников модерации. Знакомство. Сбор ожиданий. Выработка правил работы в группе.Регламент работы. Обсуждение. Устное «подписывание» договора о принятии правил групповой работы.
2. Формирование работы малой и большой групп. Формулировка проблемы. Обсуждение повестки дня дискуссии. Обсуждение поставленной цели. Принятие группового решения о способах дальнейшей работы.
3. Формирование малых групп. Работа в малых группах.
4. презентация работы в группах. Ознакомление с предварительными итогами.
5. Постановка следующих вопросов.
6. Общее заседание. Подведение итогов.
7. Рефлексия: отыгрывание ситуаций (кейсов), моделирующих процесс модерации. Участники анализируют собственное поведение, получают обратную связь от других членов группы, от ведущего, совершенствуют собственные мыслительные и коммуникативные навыки.
Инструменты модерации:
  1. Опрос с использованием специальных модерационных карточек; способы сортировки и классификации карточек; методы «оценки блоков»; ранжирование карточек и т. д.
  2. Техники «Мозговой штурм»; «Аквариум», «Карточный светофор» и др.
  3. Активное слушание;
  4. Наглядная демонстрация; обязательное условие – записывание всех звучащих идей и мнений.
«Продуктом» модерационного семинара является составленный каталог мероприятий по решению проблем. Такой документ включает в себя несколько пунктов, как правило, это: что необходимо предпринять, кто с кем работает, когда состоится конкретное мероприятие/взаимодействие.
Модератор управляет творческой работой группы людей, не оказывая на них давления.
Технология Тьюторского сопровождения ученической деятельности.
Тьютор (в переводе с английского tutor) означает ‛ домашний учитель, репетитор, наставник, опекун“. Исторически позиция тьютора была впервые введена в XII веке в Оксфордском, а чуть позже в XIII веке – в Кембриджском Университетах как позиция взрослого, сопровождающего процесс формирования индивидуальной образовательной программы и оказывающего консультации в ответ на образовательные запросы учащегося.
Тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересом каждого ученика, помогать школьникам осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы.
Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся индивидуальную образовательную программу.
Цель: помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Выходв самообразование учащегося. Создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим.
Под педагогическим сопровождением понимается такое взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет определенные действия, а педагогсоздает условия для осуществления этого действия.
Под тьюторским сопровождением ученической деятельности понимается особый тип педагогического сопровождения, при котором ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с педагогом. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса.
Этапы технологии тьюторского сопровождения:
•  Диагностический: выявление познавательного интереса учащегося.
•  Формулирование первичного вопроса и на его основе темы предпролагаемого мини-исследования.
•  Составление карты поиска: где можно найти ответ на вопрос?
•  Выбор базового образовательного модуля
а). Научный или знаковый – «академический»: заметка в школьной газете, статья, реферат, доклад, учебное исследование.
b ). Коммуникативный – посредством специально организованного общения: интервью, анкетирование, устный вопрос (к кому и как уместно обратиться), участие в конференциях, мастер-классах.
в). Игровой или ролевой – ролевая игра, деловая играю тренинг и т. п.
•  Собственно «исследование». Нахождение информации по сформулированномй вопросу-теме-проблеме.
•  Обработка и анализ найденных результатов. Особое внимание уделяется анализу эффективности и комфортности хода работы в связис выбранным образовательным модулем. Учащийся выполнял исследование один или в группе? Как распределялись роли? Какие были сложностии т. п.
•  выбор способа оформления полученных результатов и предъявления их (классу, коллективу студии и т. д.). Презентация, стендовый доклад, театрализованное действие и т. п. Педагог-тьютор не вмешивается в ход защиты, фиксирует происходящее.
•  Совместная рефлексия защиты творческой работы.
•  Планирование следующего направления работы.
Технология может реализовываться в трех направлениях:
•  Введение особой тьюторской позиции;
•  Максимальное насыщение школьной среды;
Организация «событийных» форм образовательной деятельности, провоцирующие спонтанное творческое общение учащихся.
Кейс-метод появился в Соединенных Штатах в начале XX века и стал широко известным, прежде всего, благодаря Гарвардской школе бизнесаи Школе Государственных служащих Гарвардского Университета.
В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование: использованию этого метода в обучении предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием реальной ситуации. Это может быть констатация каких-либо событий, описание какого-то конфликта или проблемы, эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия — моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.
Ключевые вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Какие аспекты действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?»
Эти вопросы способствуют выработке у учащегося способности по-новому смотреть на мир: на конкретную работу, организацию, собственную деятельность и взгляды. Оно ориентировано на будущее, направлено на переоценку своей деятельности, выработку новых подходов: «Чтомы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Каковы возможные пути подхода к проблеме?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?»
При технологически выстроенной работе с конкретной ситуацией  происходит  «погружение» учащегося в определенные обстоятельства, его собственное понимание ситуации, оценивание обстановки, определение проблемы и ее сути. Затем учащийся определяет свою роль в решениипроблемы и вырабатывает целесообразную линию поведения. Во время подведения итогов участник ситуационного анализа должен провести коррекцию своих взглядов, соотнести их с групповыми взглядами и выработать планы на будущее.
Кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему. В идеале проблемане должна иметь однозначного решения. Иначе говоря, в кейсе обязательна какая-то интрига, позволяющая поддерживать интерес к ситуации.Кроме того, должны быть четко очерчены временные рамки ситуации и дана вся информация для анализа кейса. Важным условием считается присутствие в кейсе «действующего лица», ответственного за принятие решения
Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, т. е. объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. Кейс выступает как технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.
В методологическом плане кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейсе свои роли.
Руководство по написанию кейса.
Кейс должен отвечать следующим условиям:
  1. наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;
  2. определенная хронология событий, временные рамки,
  3. наличие реальной проблемы, конфликта,
  4. ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи,  их действия, поступки;
  5. действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.
Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций.
1.Подготовительный этап (до начала занятий).
Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.
2. Ознакомительный этап (во время занятия)
Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.
3. Аналитический этап (начало обсуждения кейса).
Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.
4. Итоговый этап (презентация групповых решений).
Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу
Сегодня важно не только сформировать у учащихся знания, умения, навыки, но и развивать мышление, обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний.
По оценкам преподавателей, учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, более глубоко разбираются в причинах различных явлений, более продуктивно доказывают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки.
Исследовательская деятельность учащиеся:
•  учатся умению самостоятельно добывать знания;,
•  испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;
•  развивают навыки самоорганизации;
•  формируют адекватную самооценку;
•  приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;
•  осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу,видеофильмов и др.
Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.
Структура исследования включает триаду обязательных разделов:
подготовка > проведение > презентация .
В процессе подготовки к участию в научно-практических конференциях различного уровня, которые играют важную роль в организации исследовательской деятельности, учащиеся проявляют высокий уровень самостоятельности, демонстрируя весь комплекс приобретенных знаний, полученных на уроках и путем самостоятельной работы.
Не существует универсальных педагогических решений, строгих алгоритмов обучения исследовательской деятельности, т. к. она осуществляется в ситуации неопределенности. В предельном случае научного исследования невозможно конкретное целеполагание, исследователь ищет ответ на вопрос, который никому неизвестен. В учебном исследовании возможно субъективно новое открытие, когда результат известен руководителю, но не известен учащемуся, в этом случае особенно важно не подменять исследовательскую деятельность учебной.
Все эти особенности требуют от руководителя исследования профессиональных качеств и способностей, заметно отличающихся от традиционных требований к педагогам: отказа от роли носителя информации, оперативности мышления, умения прогнозировать учебную деятельность учащихся, способности к рефлексии.
Преподаватели при организации исследовательской деятельности учащихся должны:
•  мотивировать – создавать условия для постановки личных целей учащимися; демонстрировать значимости исследовательской деятельности иее результатов;
•  обучать – оказывать содержательную и организационную помощь в работе: консультировать по просьбе ученика, в случае необходимости конкретизировать неявные проблемы, ставить наводящие вопросы, напоминать.
•  стимулировать – предъявлять адекватные требования, создавать для учащихся возможности достижения успеха, своевременно и регулярно проверять и оценивать выполняемую работу, выказывать одобрение, применять различные виды поощрения.
Важно осознавать, что уровень подготовленности учащихся определяет возможность их включения в исследовательскую деятельность на определенном этапе:
1 этап – подготовка к исследовательской деятельности.
Необходимо научить учащихся работать с первоисточниками, научной и публицистической литературой, самостоятельно находить и анализировать информацию. Результатом может быть доклад на уроке.
2 этап – написание рефератов по теме по выбору.
Ученики усваивают и закрепляют некоторые теоретические методы исследования, способы работы с литературой, приобретают навыки оформления научной работы. Рефераты могут быть представлены на уроках; а лучшие – на специальных конференциях в школе или научном обществе.
3 этап – собственно исследовательская работа учащихся.
Предполагает исследовательский поиск, творчество, возможно, практическую значимость работы. Проводится во внеурочное время. Результаты могут быть представлены на научно-практических конференциях различных уровней.
Ключевой современной проблемой является дифференциация научного и учебного исследований, что в дальнейшем позволит выработать соответствующий методический арсенал.

Технология «Портфолио» — это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения.

Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это — заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности.
Педагогическая идея портфолио предполагает:
o смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
o интеграцию количественной и качественной оценок;
o доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
— поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
— формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
— поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
— развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;
— содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;
— создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.
В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио:
— портфолио документов;
— портфолио достижений;
— рефлексивный портфолио;
кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.
Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами: учителями, родителями, одноклассниками, администрацией и др. портфолио должен включать три обязательных элемента:
— Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.
— Содержание портфолио с перечислением его основных элементов (artifacts).
— Самоанализ и прогноз или план на будущее.
Создание единых европейский образцов портфолио, например «Европейский языковой портфолио», принятый советом Европы, соответствует основным направлениям Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2004 году.

Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.

Технология "Дебаты"создана на базе международной образовательной программы «Дебаты», основанной в 1993 году Институтом «Открытое общество». Программа «Дебаты» – это технология, формирующая навыки критического мышления, умения действовать в новых непредсказуемых ситуациях, отстаивать свою позицию, быть терпимым к другим точкам зрения. Она успешно функционирует более чем в 30 городах России. Технология используется как форма или элемент урока и во внеурочной деятельности.
Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция, которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников
В командах может быть различное количество участников. Существует несколько вариантов командных и индивидуальных дебатов,в которых возможно либо только произнесение речей, либо добавляется возможность участия в перекрестной дискуссии, но обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций.
Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров, а самый главный принцип – «проигравших нет!»
Технология «Социально-контекстного образования» (ТСКО)
1. Технология социально-контекстного образования (ТСКО) – система организации учебно-воспитательного процесса в средней школе, учреждениях среднего и высшего профессионального образования, которая основана на игровом моделировании ситуаций жизнедеятельности в контексте социального взаимодействия школьников и студентов, связанных с выявлением актуальной проблемы и последующим проектированием этапов достижения цели и постановкой целесообразных задач, способствующих решению этой проблемы
2. Проектно-контекстный подход – такой подход к обучению и воспитанию в средней школе, учреждениях среднего и высшего профессионального образования, который заключается в проектировании и использовании обучающих социальных ситуаций и ролевых игр как форм контекстного обучения.
3. Контекстным является такое обуче­ние, в котором в формах организации образовательной деятельности динамически модели­руется общекультурное, духовное, предметное, социальное и образовательное содер­жание жизнедеятельности студента и школьника, осуществляется транс­формация его учебно-познавательной деятельности в социально-практическую.
4. Ролево-игровой проект – форма организации обучающей и воспитывающей деятельности учителя и познавательной деятельности обучающихся, при которой на основании выявленной проблемы, связанной с повседневной жизнью участников проектной группы, моделируются игровые ситуации и разыгрываются ролевые игры, включающие в себя проектирование цели, целесообразных задач и ожидаемого результата, связанного с решением выявленной проблемы.
Слово «project» (лат.) буквально переводится как «брошенный вперед»; то есть проект является прототипом, прообразом некоего объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Возможна классификация проектов по:
•  тематическим областям;
•  масштабам деятельности;
•  срокам реализации;
•  количеству исполнителей;
•  важности результатов.
Но независимо от типа проекта, все они:
•  в определенной степени неповторимы и уникальны;
•  направлены на достижение конкретных целей;
•  ограничены во времени;
•  предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
Педагогические цели и задачи в рамках учебных проектов:
•  Когнитивные – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями.
•  Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат.
•  Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать и т. д.
•  Коммуникативные – развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.
В основе проектирования лежит получение и присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать. Самое сложное для учителя в ходе проектирования оставаться в роли независимого консультанта и удерживаться от подсказок, даже если учащиеся «идут не туда». У учеников при работе над проектом возникают специфические сложности,но они объективны, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Применение метода учебных проектов является показателем высокого уровня квалификации преподавателя. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.




Комментариев нет:

Отправить комментарий