Предмет: информатика и ИКТ.
Класс: 9
Тема урока: «Алгоритмическая
конструкция цикл и его реализация в различных средах программирования».
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютерный класс.
Характеристика учебных возможностей и
предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
предметные
результаты – умение описывать процесс построения алгоритма с помощью языка
блок-схем, понимание основных принципов перевода алгоритма с языка блок-схемы
на ЯП.
Цели урока как планируемые результаты
обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
|
Учебные действия
|
Планируемый уровень достижения
результатов обучения
|
Предметные
|
Овладение алгоритмами решения
организационных задач и технологических операций.
|
2 уровень — понимание, обоснованное
применение операций.
|
Регулятивные
|
определение последовательности завершающих
операций с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
|
2 уровень — самостоятельное выполнение
действий по алгоритму.
|
Познавательные
|
Выбор наиболее оптимальных
средств и способов решения задачи (построение математической модели алгоритма
по имеющимся входным данным)
|
2 уровень — совместные действия
учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
|
Коммуникативные
|
Умение вести учебное
сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.
|
1 уровень — выполнение действий
по алгоритму под управлением учителя.
|
Личностные
|
Умение провести самооценку,
организовать взаимооценку и взаимопомощь
в группе.
|
2 уровень — самостоятельное
выполнение действий с опорой на известный алгоритм.
|
Этап урока, время этапа
|
Задачи этапа
|
Методы, приемы обучения
|
Формы учебного
взаимодействия
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД и предметные
действия
|
|
Мотивационно-целевой этап
|
Орг. момент 2 мин.
|
Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.
|
фронтальная
|
Приветствует
учеников.
Проверяет готовность
к уроку, выдаёт индивидуальные задания к уроку.
|
Воспринимают на слух,
визуально контролируют свою готовность к уроку.
|
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные:
способность регулировать свои
действия, прогнозировать деятельность на уроке.
|
|
Актуализация знаний
|
Целеполагание и
постановка задач.
Систематизировать
имеющиеся у учащихся знания: правил построения линейной и разветвляющейся
алгоритмических конструкций. Правила записи алгоритма с помощью блок-схем.
|
Беседа по уточнению и
конкретизации знаний из личного жизненного опыта.
|
Фронтальная и
групповая
|
Предлагает ответить
на вопросы:
Приходилось ли в жизни сталкиваться с
ситуациями, когда одна и та же последовательность действий выполняется
многократно?
Как можно назвать
такую последовательность действий?
Приводим примеры
жизненных ситуаций, где встречается циклическая организация действий и
отвечаем на следующий вопрос:
Какое обязательное
условие должно присутствовать при организации циклического алгоритма?
Подводит учащихся к
цели занятия: «научиться
определять, какая алгоритмическая
структура наиболее оптимальна для решения поставленной задачи» и ставит
учебные задачи:
1. Научится делать
математическую модель алгоритма решения задачи.
2. Научиться
производить запись алгоритма на языке блок-схем.
3. Овладеть приёмами
работы с основными алгоритмическими конструкциями.
|
Отвечают на вводные
вопросы и формулируют вывод о том, что такое цикл
Рассматривают основные типы организации
цикла, обсуждают, выявляют достоинства и недостатки различных типов
организации цикла.
|
Личностные:
осознание своих
возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в
группе.
Познавательные:
Умение анализировать,
выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое
высказывание.
|
|
Поисково-исследовательский этап
|
Выбор типа циклической структуры для выполнения поставленной задачи
|
Анализ и обсуждение вариантов возможности использования других
циклических структур. Сравнение и выявление основных достоинств и недостатков
использования именно данной циклической структуры для решения поставленной
задачи.
|
групповая
|
1.
Объясняет приёмы записи циклических структур с
помощью блок-схем.
2.
Предлагает ответить на вопрос: почему для решения
нашей задачи нам было бы более удобно использовать именно структуру «цикл с
параметром»? Можно ли использовать
другие алгоритмические структуры, если нет, то почему нельзя?
3.
Контролирует деятельность, консультирует учащихся в
выборе инструмента и корректирует действия.
|
1.
Строят математическую модель решения задачи
(определяют входные и выходные данные, находят какие промежуточные величины
должны присутствовать согласно математической формуле).
2.
Выбирают с помощью какого типа цикла будут
организовывать действия согласно поставленным условиям.
3.
Производят запись алгоритма решения поставленной
задачи с помощью выбранного типа цикла в виде блок-схемы.
4.
Сравнивают анализируют и объясняют свой выбор.
5.
Формулируют критерии подбора используемого цикла..
|
Личностные:
1.
проявление интереса и активности в выборе решения;
2.
установление
личностного смысла знания.
Регулятивные:
1.
умение составлять план и последовательность действий,
2.
осуществлять контроль по результату.
Познавательные:
1.
умение рационально использовать теоретическую
информацию;
2.
оценивать математические возможности различной
организации циклических структур,
3.
ориентироваться в различных видах данных и на их
основе строить математическую модель задачи;
4.
умение подбирать оптимальные алгоритмические
структуры для записи решения поставленной задачи.
|
|
Практический этап
|
Умение анализировать
полученную информацию и применять на практике.
Умение сотрудничать
на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.
|
Практическая работа
|
В парах и группе.
|
1.
Организует работу пар и групп, следит за правильным
выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников.
2.
Подводит учащихся к выявлению причин обоснованного
выбора конкретной циклической конструкции для решения конкретной поставленной
задачи.
3.
Демонстрирует возможность организации решения
поставленной задачи с помощью другой другого типа алгоритмической структуры
«цикл».
4.
Привлекает к обсуждению причин и способов устранения
возможных ошибок в построении алгоритма.
|
1.
Определяют наиболее оптимальный вариант организации
действий.
2.
Проводят построение математической модели решения
задачи.
3.
Выполняют технологическую операцию построения
блок-схемы.
4.
Осуществляют самоконтроль выполнения операции.
|
Личностные
1.
Умение овладеть нормами и правилами научной
организации труда.
2.
Развитие усидчивости, трудолюбия и ответственности за
качество своей и коллективной
деятельности.
Регулятивные:
1.
Умение составлять план и последовательность действий.
2.
Умение осуществлять контроль по результату.
Познавательные:
1.
Умение выделять необходимую информацию.
2.
Умение планировать свою трудовую деятельность.
3.
Умение обосновывать показатели качества промежуточных
операций.
|
|
Рефлексивно-оценочный этап
|
Умение построить алгоритм действия (технологическая цепочка).
Умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.
|
Фронтальная
|
1.
Комментирует и объясняет допущенные ошибки,
демонстрируя работы учеников.
2.
Предлагает ответить на вопросы:
Насколько оправдано в данной ситуации использование именно такого
типа цикла?
Правильно ли построена математическая модель?
Соответствует построенный алгоритм математической модели?
Возможно ли было в данной ситуации использовать другой тип цикла?
3.
Подводит учащихся к выводу о том, почему именно
данный тип алгоритма наиболее целесообразен при такой математической модели.
4.
Объясняет преимущества работы в группе при составлении алгоритмов.
5.
Фиксирует оценки учащихся.
6.
Поздравляет учащихся с успехом.
|
1.
Сравнивают работы.
2.
Оценивают свою работу и работы членов группы,
отвечают на вопросы учителя.
3.
Делают вывод о необходимости построения
математической модели, как одного из обязательных условий решения любой
задачи.
4.
Проговаривают последовательность при выполнении
соединения элементов блок-схемы, отмечая возникшие трудности при этом и их
причины.
5.
Проводят соответствие между конкретными элементами
блок-схемы и программным кодом на ЯП.
|
Личностные: умение
провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Регулятивные:
построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Познавательные: умение
сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать
способы их исправления.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий