пятница, 19 сентября 2014 г.

Особенности формирования УУД.



Особенности формирования УУД.
Универсальные учебные действия – это система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования. Поэтому вопрос об эффективном их формировании поднимается сегодня с особой остротой и требует внимательного изучения.
1.     Виды учебных действий моделирующего характера.
Можно выделить следующие виды учебных действий моделирующее преобразующего характера, направленных на построение содержательного обобщения и соответствующего способа ориентации в объекте:
— преобразование ситуации или изменение объектов для обнаружения всеобщего генетического фундаментального исходного отношения между объектами;
— моделирование всеобщего отношения в пространственно-графической или знаково-символической форме (создание моделей);
— преобразование модели отношения для выделения отношений «в чистом виде»;
— выведение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых обобщенным способом.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития:
·         способность ребёнка регулировать свою деятельность - из общения и сорегуляции;
·         самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и «Я-концепция» как результат самоопределения - из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях;
·         познавательные действия ребёнка - из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения.
Особое внимание в программе формирования УУД уделяется становлению личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) и коммуникативных универсальных учебных действий, т.к. по мере их развития функционирование универсальных учебных действий (познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения.
Существенным ресурсом достижения успеха являются познавательные действия, которые оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

2.     Концепция развития УУД.
Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ.
Концепция необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования.
Концепция должна стать основой для разработки:
·         учебных планов,
·         программ,
·         учебно-методических материалов и пособий в системе начального образования.
Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
• придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
• более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
• возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
• существенное повышение мотивации и интереса к учению;
• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
3.     Методологические  принципы разработки концепции развития УУД.
Теоретико-методологической основой разработки Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на его основе «Программа развития универсальных учебных действий» позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
4.     Модель оценки уровня формирования УУД.
Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки. При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и ученика к совместно-разделенной (в младшем школьном младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).
Практика показала, что последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Об этом свидетельствуют более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учебе. Кроме того, у учителя появляется возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, значительно сократить время обучения. В результате наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
Теоретико - методологической основой разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно - деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

5.     Ценностные ориентиры на любой ступени образования.
В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С. Выготского.
Описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования:
В концепции УМК «Школа России» ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Это человек:
·         Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
·         Владеющий основами умения учиться.
·         Любящий родной край и свою страну.
·         Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
·         Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
·         Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.
·         Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Комментариев нет:

Отправить комментарий