Особенности формирования УУД.
Универсальные
учебные действия – это система различных учебных действий учащегося, которые
позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об
окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения
качества своего образования. Поэтому вопрос об эффективном их формировании
поднимается сегодня с особой остротой и требует внимательного изучения.
1. Виды учебных действий моделирующего
характера.
Можно выделить следующие виды учебных
действий моделирующее преобразующего характера, направленных на построение
содержательного обобщения и соответствующего способа ориентации в объекте:
— преобразование ситуации или
изменение объектов для обнаружения всеобщего генетического фундаментального
исходного отношения между объектами;
— моделирование всеобщего отношения в
пространственно-графической или знаково-символической форме (создание моделей);
— преобразование модели отношения для
выделения отношений «в чистом виде»;
— выведение и построение серии частных
конкретно-практических задач, решаемых обобщенным способом.
Универсальные учебные действия
представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие
каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами
учебных действий и общей логикой возрастного развития:
·
способность
ребёнка регулировать свою деятельность - из общения и сорегуляции;
·
самопринятие
и самоуважение, т. е. самооценка и «Я-концепция» как результат самоопределения
- из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого
формируется представление о себе и своих возможностях;
·
познавательные
действия ребёнка - из ситуативно-познавательного и
внеситуативно-познавательного общения.
Особое внимание в программе
формирования УУД уделяется становлению личностных действий ребёнка
(смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) и
коммуникативных универсальных учебных действий, т.к. по мере их развития
функционирование универсальных учебных действий (познавательных и регулятивных)
претерпевает значительные изменения.
Существенным ресурсом достижения
успеха являются познавательные действия, которые оказывают влияние как на
эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку,
смыслообразование и самоопределение учащегося.
2. Концепция развития УУД.
Эта концепция в начальной
школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего
образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных
программ.
Концепция необходима для планирования
образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной
школе и обеспечения преемственности образования.
Концепция должна стать основой для
разработки:
·
учебных
планов,
·
программ,
·
учебно-методических
материалов и пособий в системе начального образования.
Актуализация
деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования
второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает
эффективность образования по следующим показателям:
• придание результатам
образования социально и личностно значимого характера;
• более гибкое и прочное усвоение
знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
• возможность дифференцированного
обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
• существенное повышение мотивации и
интереса к учению;
• обеспечение условий для
общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных
учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков,
но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области
познания.
3. Методологические принципы разработки концепции развития УУД.
Теоретико-методологической основой
разработки Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного
и начального общего образования в рамках создания Государственных стандартов
общего образования может стать культурно-исторический деятельностный подход,
разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С.Выготского,
А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина и др., раскрывающий основные
психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования
картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на его
основе «Программа развития универсальных учебных действий» позволяет выделить основные
результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных
действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие
возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками,
компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира,
обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
4. Модель оценки уровня формирования
УУД.
Модель оценки уровня сформированности учебной
деятельности включает оценку всех ее компонентов: мотивов, особенностей
целеполагания, учебных действий, контроля и оценки. При оценке сформированности
учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в
постепенном переходе от совместной деятельности учителя и ученика к
совместно-разделенной (в младшем школьном младшем подростковом возрасте) и к
самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности (в
младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).
Практика показала, что последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Об этом свидетельствуют более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учебе. Кроме того, у учителя появляется возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, значительно сократить время обучения. В результате наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
Теоретико - методологической основой разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно - деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Практика показала, что последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Об этом свидетельствуют более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учебе. Кроме того, у учителя появляется возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, значительно сократить время обучения. В результате наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
Теоретико - методологической основой разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно - деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
5. Ценностные ориентиры на любой
ступени образования.
В основе разработки современных
стандартов школьного образования лежит представление об образовании как
институте социализации личности, вытекающее из основных положений
культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С. Выготского.
Описание ценностных ориентиров на
каждой ступени образования:
В концепции УМК «Школа России»
ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными
требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной
школы.
Это человек:
·
Любознательный,
интересующийся, активно познающий мир
·
Владеющий
основами умения учиться.
·
Любящий
родной край и свою страну.
·
Уважающий
и принимающий ценности семьи и общества
·
Готовый
самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
·
Доброжелательный,
умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.
·
Выполняющий
правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий